Методический материал. Семинар для педагогов по теме: "Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития дошкольников"

Подготовила: старший воспитатель Каган Л.Н. 

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие». Речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, авторитет в детском сообществе. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, описаниями речь – явление очень редкое. В речи детей существует много проблем. Поэтому педагогическое воздействие – очень сложное дело.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная сознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

 

- Какие же задачи по речевому развитию мы решаем в детском саду?

- Какие основные составляющие речевой развивающей среды в ДОУ?

  (-правильная речь взрослых;

   - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

     возрастом детей;

   - целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской

     деятельности;

   - участие родителей в речевом воспитании детей).

 

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. Почему? Раскройте качества речи педагога.

(Потому что педагог формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность).

 

Для реализации широких возможностей речевого развития требуется грамотно организованная речевая среда.

 

- Давайте вспомним принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

(РППС должна быть: 

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. 

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования. 

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать: 

  • соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  • соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО[1];
  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН).

 

- Назовите примерный перечень зон для организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Примерный перечень зон для организации РППС: 

    для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

    для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

    для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

    для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

    для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

    для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

    для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей). 

 

Возвращаясь к речевому развитию, нужно отметить, что задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для формирования у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения добывать информацию из различных источников, умения кратко и доступно формулировать мысли.

 

В формировании и развитии навыков коммуникации (диалогическая и монологическая речь) большую роль играет общение в системе: ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель.

 

- Кто может прокомментировать эту мысль?

(общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствует овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог. Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира, обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, предлагает детям нормы речевого этикета).

Большую роль в речевом развитии оказывают родители.

 

- Кто расскажет, какие формы работы можно использовать с целью речевого развития детей?

(папка-передвижка по теме: «Мама, поиграй со мной», в которой указывается перечень игр по речевому развитию в домашних условиях; организация фотовыставки «Мы играем целый день, целый день играть не лень»; консультации по темам: «Речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома; «Роль игрушки в речевом развитии детей»: создание библиотеки для родителей; совместные праздники, занятия «Веселый этикет»; рекомендации для чтения «Прочтите» и т.д.).

 

Предметно-развивающая среда является важным условием в речевом развитии дошкольника. Она рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его интересов, уровня активности. «В пустых стенах ребенок не заговорит», - говорила Е.И.Тихеева.

 

Так что же должно быть в предметно-пространственной среде для развития речевой активности детей?

  • объекты для исследования;
  • нормативно - знаковый материал;
  • образно - символический материал;
  • игрушки и предметы оперирования;
  • разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Дидактические пособия и материалы широко используются в совместной и самостоятельной деятельности, в НОД, на индивидуальных речевых занятиях.

Они должны соответствовать задачам программы возрастной группы и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей в каждой группе.

 

Таким образом, правильно организованная речевая среда способствует речевому развитию, как средства общения и факта культуры, обогащению активного словаря, развитию связной речи, речевого творчества.

 

Задание к педагогическому совету: проанализировать развивающую среду по речевому развитию детей, составить перечень недостающих материалов, исходя из

принципа необходимости и материальных возможностей.



 

Подписка

Подпишитесь на новости от нашего садика.

Контакты

Наш адрес: 352500 Краснодарский край, г.Лабинск, ул. Ленина 122

  • Телефон: 8(86169) 3-42-67